Эрдени

From Rodovid AR

الشّخص:1401162
Jump to: navigation, search
سلالة Борджигины
الجنس ذكر
الإسم الكامل Эрдени
الأولياء

Чокур Тайши [Борджигины] م < 1550 و ~ 1630

الأحداث

ولادة الطفل: Далантай [Борджигины]

اللقب المميّز: Нойон

الزواج: Юм-Агас [Керяд] و 1687

ملاحظات

По смерти Батур-хун-тайджи, его жена Юм-Агас приняла обет от хутукты. О ней многие современники оставили свои воспоминания. Это одна из замечательных личностей ойратской истории XVII века. Юм Агас была дочерью Хо-Урлюка, выданной замуж за хошеутовского нойона Эрдени, сына упоминавшегося выше Чокура. Юрий Лыткин, посвятивший ей отдельную статью, писал: "Когда торгоуты привезли ее к будущему мужу, Эрдени, желая выказать себя перед ними, упросил своих троюродных дядей в день свадебного торжества принять на себя обязанности: Байба-гас-Батура — обязанности яргачи, Кундулен-Убуши — юдечи, Гуши-Номин-хана — заргучи, Засакту-Батура — цогецечи и Буян-Отхона — тамкачи". (Заргучи есть тот, кто судит, произносит приговор, определяет наказание; яргачи — приводит приговор в исполнение; юдечи — стоит при дверях, телохранитель; цогецечи — держит чашу, виночерпий; тамкачи — подает табак). Дяди исполнили просьбу племянника, но впоследствии были весьма не рады: тщеславный и гордый Эрдени называл их своими заргучи, яргачи, юдечи, цогецечи и тамкачи.

Насмешки Эрдени были особенно неприятны силачу Кундулен-Убуши, который однажды выразил неудовлетворение, напомнив племяннику о своей силе. Эрдени пригласил Кундулен-Убуши поехать с ним в степь; там увидели они кем-то оставленный котел, остановились, слезли с коней. Эрдени попросил Кундулена взять чумбур и одним концом его обвязать котел, другой конец привязать к его правой ноге; потом попросил одною рукою крепко держаться за его ногу, а другою — за ногу своего коня. Вступив в стремя левой ногою, Эрдени погнал своего коня: Кундулен, державшийся за правую ногу Эрдени и за ногу своего коня, был поднят на лошадь вместе с котлом и конем. Силач Кундулен-Убуши должен был признать себя побежденным.

Гордость Эрдени возрастала и становилась невыносимой. Дяди решили избавиться от него. Однажды Эрдени с 300 молодцами отправился показать свою удаль, как подобало в то время богатырям, и нечаянно встретился с монголами, шедшими на ойратов. Увидев насколько многочисленно войско монголов, Эрдени послал одного гонца к своим дядям, другого к зюнгарскому Эрдени Батур-хун-тайдже с просьбой о помощи. Последний хотел послать подмогу, но дяди отговорили его, сказав: "Наш племянник нас не уважает, он горд и непочтителен". "Батур-хун-тайджи согласился не посылать Эрдени войска, если только они отдадут за него Юм-Агас, когда Эрдени будет убит в битве с монголами. Дяди дали согласие, Эрдени, будучи 22 лет, пал в неравном бою с монголами".

После гибели своего мужа Юм-Агас по обычаю должна была быть выдана замуж за одного из родственников мужа: Байбагас-Батура или его братьев, но они, давши слово зюнгарскому Батур-хун-тайдже, нарушили старинный обычай. Юм-Агас выдали за Эрдени-Батур-хун-тайджи. За это Юм-Агас дала клятву отомстить хошеутам, "во-первых, за то, что они не дали помощи мужу ее Эрдени и допустили ему пасть в битве с монголами, во-вторых, за то, что они, преступив старинный ойратский обычай, сами не прикрыли ее, а выдали замуж за другого, не за родственника по мужу. Говорят, что она, прижимая рукою грудь свою, выдавила молоко, которое брызгами летело к небу, и произнесла йорял (но этот жанр можно определить как харал): "Да родятся у меня два сына, которые да уничтожат самое имя хошоут!" Эмчи Габан-Шараб, как бы подтверждая слова Юм-Агас, писал, что она гово¬рила, "родивши сына, я воспитаю в нем ненависть мужа". От Эрдени Батур-хун-тайджи она родила двух сыновей — Сенге и Галдана, известного под именем Галдан-Бошокту-хана. С этими ханами мы встретимся позже. В "Истории Сибири" Г. Фишера говорится, что русский посол Ильин, отправленный к Батур-хун-тайдже в 1643 году, не застал его в ставке — он был в походе против казахов, но его главная супруга, Юм-Агас, "дочь торгоутовского Хо-Урлюка приняла подарки". После смерти ее мужа "сорокдевять суток были совершены великие подаяния, Юм-Агас приняла на себя обеты; Зая-Пандита, преподавши ей наставления духовные и мирские, возбудил в ней бодрость и светлые умы".

Юм-Агас умерла в глубокой старости в год огненного зайца, в 1687 году, когда сбылись ее предсказания и сыновья стали самыми могущественными правителями Джунгарского ханства.


من الأجداد إلى الأحفاد

الأجداد
Хан-Нойон Хонгор
عدّ الأطفال: семь сыновей
اللقب المميّز: Хошутский тайша
اللقب المميّز: Монголия, Хан Хуу
الزواج: Ахай-Хатун
الأجداد
الأولياء
Байбагас Батур
الميلاد: 1550?
اللقب المميّز: Хошутский тайша
اللقب المميّز: Дургечи нойон
التبنّي: Шар Хавг (Зая-Пандита)
الوفاة: 1640?
Томоди Кундуленг (Тавади?) Дургечи Убаши
الميلاد: 1550 ? 1582
عدّ الأطفال: 16 сыновей
اللقب المميّز: Хошутский тайша
الديانة: Тибетский Буддизм
اللقب المميّز: Дургечи нойон
اللقب المميّز: Монголия, Хан Хуу
الهجرة: 1663, Российская империя, В 1663 году хошутские и дербетские улусы тайшей Кундулен-Убуши (3 тыс. кибиток) и Даян-Омбо (1 тыс. кибиток) после начала междоусобной борьбы отделились от прочих хошутских и дербетских улусов и отступили из Джунгарского ханства, с территории Сары-Арка (ныне Центральный Казахстан) в Приуралье и Поволжье, где номинально признали власть калмыцкого (торгутского) тайши Мончака и верховную власть русского государства
الوفاة: > 1671, Лхаса
Тюрю Байрлху
الميلاد: ~ 1582
الجنسيّة: Ойрат
عدّ الأطفال: Пятнадцать сыновей
اللقب المميّز: 1638, Данзин-Чогьял - «Царь законов и опора религии».
اللقب المميّز: 1642, Хан Хошутского ханства
اللقب المميّز: 1642, Царь Тибета
الوفاة: 14 يناير 1655, Лхаса
Засакту-Чинг Батур
الميلاد: > 1582
اللقب المميّز: Хошутский тайша
Буян Хатун Батур
الميلاد: > 1582
اللقب المميّز: Хошутский тайша
Чин Тайши
الميلاد: < 1550
اللقب المميّز: Хошутский тайша
الوفاة: 1625
Чокур Тайши
الميلاد: < 1550
اللقب المميّز: Хошутский тайша
الوفاة: ~ 1630
الأولياء
 
== 3 ==
Эрдени
اللقب المميّز: Нойон
الزواج: Юм-Агас
== 3 ==
الأطفال
الأطفال
الأحفاد
الأحفاد

Personal tools
لغات أخرى