Любовь Ивановна Гижицкая (Курис) م 10 نوفمبر 1852 و 30 يونيو 1935 - جرد الجدول

From Rodovid AR

الشّخص:842550
Jump to: navigation, search
Generation of a large tree takes a lot of resources of our web server. Anonymous users can only see 7 generations of ancestors and 7 - of descendants on the full tree to decrease server loading by search engines. If you wish to see a full tree without registration, add text ?showfulltree=yes directly to the end of URL of this page. Please, don't use direct link to a full tree anywhere else.
11/1 <?+?> Любовь Ивановна Гижицкая (Курис) [Гижицкие]
الميلاد: 10 نوفمبر 1852, г.Одесса
الزواج: <1> Иван Ираклиевич Курис (Курис) [Курисы] م 1841 و 1898
الوفاة: 30 يونيو 1935, Франция

Жена Ивана Ираклиевича - Любовь Ивановна Курис была потрясающе деятельной особой и "надстройка" усадьбы вряд ли могла происходить без её участия.

Любовь Ивановна Гижицкая (10.11.1852 – 30.06.1935, Франция).

Крещена 24 ноября 1852 г. в Кафедральном Преображенском соборе г. Одессы. Восприемники при крещении: помещик губернский секретарь Дорофей Лукьянович Гефтул [дед] и генерал-майора Стефана Щербинского жена Ольга Ильинична.

Известная одесская благотворительница. Одна из учредительниц в 1887 г. общества попечения о больных детях г. Одессы и практически бессменная его председательница на протяжении 30-летнего его существования. В 1888 г. организовала выставку «Произведений искусств и редких вещей», с целью сбора средств для общества*. Одна из распорядительниц музыкально-литературного вечера 12 декабря 1887 г. и бала 31 января 1888 г., устроенного распорядительным комитетом Одесского военного собрания с целью сбора средств на сооружение памятника-фонтана А. С. Пушкину224. Участница церемонии встречи Императора Александра III с семьей, прибывших 26 августа 1888 г. в г. Елисаветград.

Действительный член Императорского общества сельского хозяйства Южной России (с 23 мая 1900 г.)230.

В 1901 г. Любовь Ивановна организовала в м. Курисово-Покровском детские ясли на время проведения летних полевых работ. Ее опыт заинтересовал Одесское уездное земство с целью создания детских яслей во всем Одесском уезде231. В 1902 г. она приступила к постройке на свои средства школы в м. Курисово-Покровском для Одесского уездного земства и которую назвала в память своего мужа «Образцовой школой имени тайного советника И. И. Куриса», за что была награждена золотой медалью «За усердие» на Анненской ленте (1902)232. Школа, построенная по проекту архитектора Н. К. Толвинского, являлась первым в России сельским учебным заведением такого уровня (состояла из 4-х классных комнат рассчитанных на 200 учащихся, рекреационного зала, библиотеки-читальни и т.д.)233. Попечительница школы для детей при убежище для немощных тружеников печати имени А. С. Пушкина (на 1903 г.)234. Попечительница Одесской частной женской гимназии С. И. Видинской (в должности с 18 апреля 1904 г.)235. Попечительница первой Одесской женской воскресной школы (на 1904 г.)236. Почетная попечительница общежития и почетный член общества попечения о молодых девицах в г. Одессе (на 1905 г.)237.

Действительный член Крымско-Кавказского горного клуба (с 1901)238 и Одесского славянского благотворительного общества имени Св.Св. Кирилла и Мефодия (на 1907 г.), в котором была стипендиатка Любови Ивановны - Жело Мелания239. В 1907 г. была поверенным лицом своего зятя князя Георгия Ивановича Кугушева при покупке имения Сартана в Феодосийском уезде Таврической губернии у вдовы капитана гвардии Е. А. Шостак240. Попечительница Курисово-Покровской земской больницы (1914 г.).

Землевладелица Херсонской губернии: при д. Александровке Одесского уезда - 9 442 дес. (на 1860 г.); 221 дес. 343 саж. при д. Любовь-Александровке Новопавловской волости Ананьевского уезда (на 1898 г.); при м. Ряснополь Одесского уезда 3 097 дес. (на 1901 г.)241. После смерти мужа, в 1899 г. родовое имение Любовь-Александровка и тридцать три дома были ею проданы за 19800 рублей товариществу крестьян этой деревни.

Проживала в имении в м. Курисово-Покровском; в Одессе по ул. Надеждинской, 15, в доме Чижевича. В Санкт-Петербурге по ул. Моховой, 6.

В 1920 г. эмигрировала во Францию, где проживала и скончалась в г. Булонь на Сене (департамент Па-де-Кале), а похоронена на кладбище Кремлин-Бесетр243 (пригород Парижа) в одной могиле со своей дочерью княгиней Еленой Ивановной Кугушевой. На сохранившемся надгробии надпись: «LOUBOW DE COURISS (1852–1935)» и «HELENE KOUGOUCHEFF (1875–1930)».

Согласно справочнику В. Пилявского «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие», дом выстроен еще во второй половине XIX века и перестроен для Ф. Гижицкого в 1883 году (арх. Д. В. Тележинский). Таким образом Ф. Гижицкий — первый документально подтвержденный владелец участка, потомок древнего польского дворянского рода Гижицких (Gizycki), принадлежащего к гербу Гоздава (Gozdawa) и берущего своё начало с XV столетия. Его появление в Одессе отнюдь не случайно. С присоединением к России территорий, в результате раздела Польши, Гижицкие поступили на русскую службу.

Одним из представителей этого рода, поселившимся в России, во второй половине XVIII столетия (в 1770 г.), во времена царствования Императрицы Екатерины II, был Игнатий Иванович Гижицкий. За время своего служения Российскому престолу дворяне Гижицкие Херсонской губернии стали одним из наиболее знатных и влиятельных, а также одним из наиболее крупных землевладельческих родов на юге России. Представители многочисленного рода Гижицких служили как по гражданскому, так и по военному ведомству.

В Одессе более всего прославилась представительница 4-го колена Любовь Ивановна Гижицкая (в замужестве Курис, проживавшая по ул. Надеждинской, 15, в доме Чижевича) — известная благотворительница. Она одна из учредительниц в 1887 г. общества попечения о больных детях г. Одессы и практически бессменная его председательница на протяжении 30-летнего его существования.

В 1888 г. Л. И. Гижицкая организовала выставку «Произведений искусств и редких вещей», с целью сбора средств для общества. (выставка проходила в доме князей Гагариных в г. Одессе по ул. Ланжероновской, 2 (ныне Одесский Литературный музей)). Также Любовь Ивановна была одной из распорядительниц музыкально-литературного вечера 12 декабря 1887 г. и бала 31 января 1888 г., устроенного распорядительным комитетом Одесского военного собрания с целью сбора средств на сооружение памятника-фонтана А. С. Пушкину.

В перечне её личных достижений много интересного: именно Любови Ивановне приписывают популяризацию идеи детских яслей. Об этом упомянуто в брошюре об Одесском уездном земском собрании XXXVIII очередной сессии 28—31 мая 1902 года.

2

21/2 <1+1> Иван Иванович Курис [Курисы]
Добросовестные ученики Курисовской образцовой школы имени тайного советника И.И.Куриса не стали сразу поджигать Усадьбу, всего только выкопали тела Курисов ( в том числе и тайного советника) из склепа и выкинули их на помойку.

3

31/3 <2> Александр Иванович Курис [Курисы]
Исаевский дворец, в прошлом резиденция помещиков Курисов, но до 1903 года там был другой дворец - меньший по размеру - а семья Курисов разрасталась - в 1903 году в семье Александра Ивановича родился пятый ребенок, сын Сергей, и стало ясно, что старый помещичий дом уже не может вмещать большое семейство. Тогда же и приступили к строительству нового большого дворца, завершенного в 1905 году. Прекрасный дворец настолько гармонично связан с окружающим ландшафтом, что всегда являлся привлекательным местом для художников и многих творческих людей. Еще в начале XX века, чтобы написать портреты членов семьи, в имение на две недели был приглашен известный в то время французский художник Люсьен Монод. Однако, красота здешних мест и гостеприимство хозяев настолько поразили художника, что он остался в имении на долгие месяцы, предаваясь любимому занятию. Позже, в 1926 году, Курисы оказались в трудном положении, уже сам художник пришел на помощь их семье, приютив их у себя во Франции, именно в доме Монода в Каннах родился и ныне здравствующий Александр Александрович Курис.

Далее путь лежит в с. Петровка к старинной усадьбе рода Курисов. Эта усадьба кардинально отличается от поместья в селе Исаево: две высокие башни, напоминающие мусульманские минареты с двух сторон охраняют мавританский парадный вход, великолепная маршевая лестница уводит вглубь замка. Его вид завораживает с первого взгляда, притягивает к себе необычной силы магнетизмом и не отпускает уже надолго…

42/3 <2> Николай Иванович Курис [Курисы]
Интересно сложилась судьба и другого внука Ивана Ираклиевича - Николая Ивановича Куриса. Волей случая, его отец полковник лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, Иван Иванович Курис оказался в Ирландии. Невероятно, но и там, в далекой Ирландии, сложилась небольшая община эмигрантов из России. Николай Иванович Курис был женат на дочери военного губернатора Варшавы генерала Бибикова, но после того, как умерла его супруга, он принял священнический сан, основал русскую церковь в Дублине и возглавил церковную общину в Ирландии.

4

51/4 <3> Сергей Александрович Курис [Курисы]
الميلاد: 1903
Исаевский дворец, в прошлом резиденция помещиков Курисов, но до 1903 года там был другой дворец - меньший по размеру - а семья Курисов разрасталась - в 1903 году в семье Александра Ивановича родился пятый ребенок, сын Сергей, и стало ясно, что старый помещичий дом уже не может вмещать большое семейство. Тогда же и приступили к строительству нового большого дворца, завершенного в 1905 году. Прекрасный дворец настолько гармонично связан с окружающим ландшафтом, что всегда являлся привлекательным местом для художников и многих творческих людей. Еще в начале XX века, чтобы написать портреты членов семьи, в имение на две недели был приглашен известный в то время французский художник Люсьен Монод. Однако, красота здешних мест и гостеприимство хозяев настолько поразили художника, что он остался в имении на долгие месяцы, предаваясь любимому занятию. Позже, в 1926 году, Курисы оказались в трудном положении, уже сам художник пришел на помощь их семье, приютив их у себя во Франции, именно в доме Монода в Каннах родился и ныне здравствующий Александр Александрович Курис.

Далее путь лежит в с. Петровка к старинной усадьбе рода Курисов. Эта усадьба кардинально отличается от поместья в селе Исаево: две высокие башни, напоминающие мусульманские минареты с двух сторон охраняют мавританский парадный вход, великолепная маршевая лестница уводит вглубь замка. Его вид завораживает с первого взгляда, притягивает к себе необычной силы магнетизмом и не отпускает уже надолго…

62/4 <3> Александр Александрович Курис [Курисы]
Исаевский дворец, в прошлом резиденция помещиков Курисов, но до 1903 года там был другой дворец - меньший по размеру - а семья Курисов разрасталась - в 1903 году в семье Александра Ивановича родился пятый ребенок, сын Сергей, и стало ясно, что старый помещичий дом уже не может вмещать большое семейство. Тогда же и приступили к строительству нового большого дворца, завершенного в 1905 году. Прекрасный дворец настолько гармонично связан с окружающим ландшафтом, что всегда являлся привлекательным местом для художников и многих творческих людей. Еще в начале XX века, чтобы написать портреты членов семьи, в имение на две недели был приглашен известный в то время французский художник Люсьен Монод. Однако, красота здешних мест и гостеприимство хозяев настолько поразили художника, что он остался в имении на долгие месяцы, предаваясь любимому занятию. Позже, в 1926 году, Курисы оказались в трудном положении, уже сам художник пришел на помощь их семье, приютив их у себя во Франции, именно в доме Монода в Каннах родился и ныне здравствующий Александр Александрович Курис.

В 2000 году приезжал из Парижа на землю предков Александр Александрович Курис, сын Александра Ивановича Куриса, внук знаменитого Ивана Ираклиевича. Вопрос о выкупе потомственного имения ему не задавали, а он не предлагал. Сумма, как оказалось, немалая, даже с учетом того, что замок стоит в руинах и служит свалкой для местных жителей. Ведь потомок Курисов – всего лишь обычный француз, а не новый русский.

В 2000 году приезжал из Парижа на землю предков Александр Александрович Курис, сын Александра Ивановича Куриса, внук знаменитого Ивана Ираклиевича. Вопрос о выкупе потомственного имения ему не задавали, а он не предлагал. Сумма, как оказалось, немалая, даже с учетом того, что замок стоит в руинах и служит свалкой для местных жителей. Ведь потомок Курисов – всего лишь обычный француз, а не новый русский.

Незавидная судьба могла бы ожидать семью Курисов после большевистского революционного переворота 1917 г., но им посчастливилось покинуть Одессу в последний день эвакуации. Нелегко сложилась заграничная жизнь потомков дворянского рода Курисов. После нескольких лет мытарства по зарубежью, часть из них нашли пристанище в Париже. Мне посчастливилось общаться и по телефону, и через Интернет с правнуком Ивана Ираклиевича Куриса - Александром Александровичем. Запомнились его слова, взволновано высказанные им в одном из наших разговоров: "Все мои дети и внуки, несмотря на то, что рождены в многонациональных браках, крещены в православную веру".

Personal tools