Парфентий Яковлевич Тоболин

From Rodovid AR

الشّخص:926450
Jump to: navigation, search
سلالة Тоболины
الجنس ذكر
الإسم الكامل Парфентий Яковлевич Тоболин
الأولياء

Яків Тоболін [Тоболіни]

الأحداث

ولادة الطفل: Гаврило Парфентійович Тоболін [Тоболіни]

ولادة الطفل: Логвин Парфентійович Тоболін [Тоболіни]

ملاحظات

Никольский погост Гнилуши находился рядом с д. Соколово-Хомьяново. В писцовых книгах 1577 г. записано, что Хомьяново - «старая вотчина Тобол иных». Тоболины были потомственными «государевыми сокольниками». Кречетник Яков Тоболин в 1621 г. ездил в Бухарское ханство, «государев сокольник» и его сын Парфений Яковлевич.

Во 2-й половине XVIII в. д. Хомьяново была во владении Алексея и Владимира Леонтьевичей Ермоловы. В Хомьяново в то время стоял деревянный усадебный дом.

За Анной Логгиновной была приданая вотчина в Коломенском уезде в сельце Хомьянове, а также доставшаяся ей вместе с сестрою Екатериной, после деда их Парфена Тоболина, вотчина в селе Верзилове и в селе Колычеве, всего поместья и вотчины 128 четьи, . В 1685 г. Екатерина Логгиновна Тоболина умерла и к Анне Логгиновне перешло от бабки ея Авдотьи Парфеновой 50 чет. в пустоши Верхней Ворониной на Коломне. А всего к ней перешло на Коломне вотчины: в селе Верзилове 82 чет. и в пустоши Воронино, й 50 чет. -всего 132 чет. За нею же значилась вотчина по даче 7200 (1692) года, что ей продала бабка ея Пелагея Яковлевна Еропкина, рожд. Тоболина, в Колом, у. жеребей в сельце Хомьянове 8 чет. с осминою. В 7205 (1697) г. Анна Логгиновна променяла вотчину свою на Коломне в селе Верзилове, да в пустоши Ворониной, пашни 132 чет., двоюродному брату Степану Гаврилову с. Тоболину, а он из поместья своего в Колом, у. в Левическом стану в пустоши Cоколово, й 125 чет. выменял Леонтию Петр. Ермолову на его поместье в Коломенском же уезде в Каневском стану, в с. Верзилове, да в пустоши Калининой, да в пустоши Ворониной, да в пустоши Агеевой, Галкино тож.

И Парфентий Тоболин из Чигирина в Переяславль приехал января в 4 день, а привез с собой 2 листа: один гетмана Богдана Хмельницкого, а другой писаря Ивана Выговского, - писаны к боярину к Василию Васильевичу Бутурлину со товарищи. Гетман писал, что он за ним, Парфением, до Переяславля выезжает и там, не замешкав, будет, и желает того, чтоб ему, с ними разговор учиня, по указу царского величества исполнить. А писарь Иван Выговской писал, что гетман до Переяславля поедет января 3 числа, а в Переяславль приедет 6 числа.

Парфений Яковлевич Тоболин, как мы уже говорили, был одним из «государевых сокольников». Причем эта профессия стала их семейным занятием. В 1622 году его отец Яков Тоболин, названный кречетником, подал челобитную, вместе с сокольником Данилом Гребенкиным, ездившим с посланником Иваном Даниловичем Хохловым в Бухарское ханство «с птичьей охотой», с просьбой выплатить им жалованье за 1621 и 1622 года. Судя по всему, жалованье им было выплачено.

Таким же кречетником, сокольником и ястребником был их родственник (однофамилец?) Фёдор Тоболин (тоже бывший в составе посольств), ездивший «с птицами» в Крым в 1620 году, и к иранскому шаху Аббасу 1 в 1619–20 годах. Он также был в числе челобитчиков с просьбой об оплате им жалованья.

Возможно, имеет смысл связывать название деревни Соколово с профессией именно Тоболиных, которых звали Сокольниками или Соколами.

Должность сокольника была почетной и хорошо оплачиваемой. Они получали от шести до шестидесяти рублей в год, в зависимости от «статейности», и ценные поощрения деньгами, дорогими тканями, земельными наделами. Царь одаривал сокольников за хорошо выученного сокола, за «высокие спортивные результаты», как теперь сказали бы.

...

Но были и особые поручения, которые царь мог доверить только действительно «своим». Бывало, сокольники отправлялись с посольством в дальние страны – они везли соколов в дар иностранным владыкам. Русские соколы ценились очень высоко, недаром сокольники так страшились упустить сокола: это было все равно, что сегодня потерять небольшой самолет. Так вот, сокольник Парфен Тоболин повез в Персию шаху Аббасу сокола, а царь его лично инструктировал: как показать подарок в наилучшем виде, «как тешить шах Аббасово величество», а когда сокол прижмет добычу к земле, спросить шаха, «живьем ли отымать или сокола потешить, дать загрысть». Бывали задания и вовсе секретные. Однажды царь тайно послал своих сокольников в один из монастырей со странным поручением: собрать воду, которой монахи мыли ноги, и доставить ему во дворец. Оказывается, существовало поверье, что такая вода обладала целебными свойствами. Дело это было сомнительное с религиозной точки зрения, для православного государя тем паче. Кому довериться? Только сокольнику, само собой.

При нужде, царь мог в письмах и за словом в карман не полезть (он же русский царь!), по понятиям XVII века, разумеется. Так, 19 апреля 1655 года из-под Смоленска Алексей Михайлович написал своему воеводе Якову Кунедетовичу Черкасскому следующий выговор за то, что тот не пишет донесений: "ныне ты, страдник, худяк... не пишешь ни одной строки. Отведаешь, как приедешь, и увидишь наши очи, мы тебя, страдника, не велим и в город пустить!". Царь сознательно "наградил" воеводу, князя и ближнего боярина Черкасского обидными титулами "худяк" (босяк и бедняк, исхудавший от голода) и "страдник" (в значении простолюдина). К подобным словам ("худяк", "страдник") Романов часто прибегал в своих выговорах. В условиях феодального сознания XVII века это были очень обидные для Черкасского слова.

На другой день, 20 апреля 1655 года, Алексей написал уже сокольнику Паршуте Тоболину, который не выполнил какое-то поручение царя. За это Тоболин удостоился от государя эмоциональной реплики "ты, враг, злодей окоянной". Внешне довольно безобидная фраза, если не знать того, что рядом остался зачеркнутый первый вариант, много более "крутой" - "ты, блядин сын, сукин сын"...

И тот де мужик молыл: мы де вас всех из ызб побьем »с пищалей, а холопи де ваши все с нами ж будут. И он те мужичьи речи сказывал сокольнику Парше Тоболину.

И он те мужичьи речи сказывал сокольнику Парше Тоболину. Да тот же де Савинко был у него Ивана на подворье генваря в 18 день, и говорил при сокольниках при Паршутке Тоболине да при Бориске Бабине, про государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии непригожие речи, государь де молодой глуп, а глядит де все изо рта у бояр у Бориса Ивановича Морозова да у Ильи Даниловича Милославского, они де всем владеют, и сам де он государь то все ведает и знает да молчит, чорт де у него ум отнял. Да слышал де я от людей боярина Микиты Ивановича Романова, и сам про то подлинно ведаю, говорил де боярин Микита Иванович, что хотят сослать боярина князя Якова Куденетовича Черкаского. И он де к нему приказывал, подай де мне весть, и я де выеду на лобное место, и за нас де миром станут.

Сокольники Паршутка Тоболин да Бориско Бабин в роспросе сказали: генваря в 8 день были они у коломнетина у Ивана Пестова, да у него ж Ивана был мужик Савинко Иванов, и говорил он Савинко про государя царя и вели­ кого князя Алексея Михайловича всеа Русии непригожие речи, боярин де Борис Иванович Морозов делает умыслом, будто он ныне ничем не владеет, а дал де владеть во всем боярину Илье Даниловичю Милославскому..


من الأجداد إلى الأحفاد

Personal tools
لغات أخرى